Главная » ГИА » Итоговое сочинение


Итоговое сочинение (изложение)

Сроки проведения

Проведение итогового сочинения планируется в основной срок 7 декабря 2022 года, в дополнительные — 1 февраля 2023 года и 3 мая 2023 года.

Документы 

Приказ №1759 от 07.11.2022 Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области в 2022/2023 учебном году (открыть в PDF)
 

Итоговое сочинение (изложение): методические рекомендации


Тематические направления итогового сочинения

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. 
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. 

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
3. Образец комплекта тем 2022/23 учебного года
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказано об изменениях, связанных с итоговым сочинением 2022/23 учебного года.

Во исполнение поручения Рособрнадзора сформирован Открытый банк текстов для итогового изложения, размещенный 27.10.2022 г. в открытом доступе на сайте ФИПИ. Данное решение принято в целях в целях развития устной и письменной речи обучающихся в рамках учебного процесса и создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению. 
В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408 с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014 – 2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.


Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.


Итоговое сочинение (изложение): вопросы и ответы

1. Обязательно ли писать сочинение выпускнику прошлых лет для допуска на ЕГЭ?
Нет. Итоговое сочинение (изложение) является обязательным условием допуска к ГИА для выпускников текущего года.

2. Может ли выпускник иностранной школы писать итоговое сочинение?
Да. Обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления необходимо предоставить справку из образовательной организации по месту обучения, подтверждающую, что в настоящее время обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, с указанием нормативного срока освоения образовательных программ. Справка должна содержать информацию о планируемом сроке получения документа об образовании и (или) о квалификации.

3. Можно ли взять с собой на экзамен лекарства?
Да. Нормативно-правовые документы не содержат запрет по данному вопросу.

4. Можно ли будет пересдать итоговое сочинение в феврале?
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).


5. Когда и где можно будет узнать результаты сочинения?
С результатами итогового сочинения (изложения) обучающиеся могут ознакомиться:
- в своей образовательной организации: результаты проверки могут быть объявлены непосредственно после проведения проверки муниципальной комиссией. Результатом является «зачет» или «незачет».
- на Официальном информационном портале Единого государственного экзамена (можно ознакомиться с результатами и изображениями бланков итогового сочинения (изложения).
Порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области, а также порядок и сроки его проверки устанавливается Министерством образования и науки Мурманской области.


6. Срок действия результатов итогового сочинения.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

7. Когда, где и как записаться на итоговое сочинение выпускнику прошлых лет?
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Выпускники прошлых лет подают заявление в места, определенные Министерством образования и науки Мурманской области (информация на сайте Министерства образования и науки Мурманской области в разделе ЕГЭ-2018 под сноской «Пункты регистрации выпускников прошлых лет на ЕГЭ»). Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании и паспорт. Заявление выпускником прошлых лет подается лично.

8. Может ли учащийся СПО записаться на итоговое сочинение в феврале или мае?
Да. Может.

9. Где и как проверяется сочинение?
Проверка работ осуществляется муниципальной комиссией в течение 3-х дней. После чего работы передаются в Центр обработки информации, где в течение 5-ти дней они должны быть отсканированы.

10. Участник не смог явиться на сочинение (изложение), когда предоставить справку о болезни (документ, подтверждающий уважительность причины отсутствия)?
Выпускник, пропустивший сочинение (изложение) по причине болезни, представляет медицинскую справку (документ, подтверждающий уважительность причины отсутствия) в школу по мере получения документа, но не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения в дополнительные сроки (другие участники сочинения — в организацию, где регистрировались на участие).

11. Какие задачи решает итоговое сочинение (изложение)?
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет»). Итоговое сочинение и формой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

12. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?  
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

13. На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

14. Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

15. Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

16. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

17. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

18. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

19. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

20. Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

21. Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования».
В комментарии к Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

 


Главная » ГИА » Итоговое сочинение